Материальная культура
Памятники архитектуры и градостроительства:

Огромные, величественные храмы парили над нарядными крашеными домами. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня. Главным украшением «столицы» Ижемского края был величественный храм — церковь Преображения господня, который бы сделал честь любому губернскому городу. Внутренне убранство этой церкви было поразительно по пышности и богатству.
В 1700 году в Ижме был большой пожар, истребивший большую часть домов и церковь со всем ее имуществом и архивом. Вместо сгоревшей в 1728 году была устроена и освящена новая деревянная одноэтажная церковь Преображения Господня. В 1773 году ижемцы соорудили новую деревянную церковь, в которую была внесена древняя уцелевшая храмовая икона Преображения Господня. Но ввиду непрочности этого деревянного сооружения прихожане в 1801 году попросили разрешение на постройку каменной двухэтажной с колокольнею над папертью. Строительство каменной церкви началось в 1806 и закончилось в 1828 году. Деревянный же Преображенский храм был разобран.
Здание каменной Преображенской церкви до сих пор является архитектурной доминантой для села Ижмы и его окрестностей. Над обычным кубом храма — очень высокий свод барочного вида с мощным световым барабаном и огромной широкой главой, нависающей над барабаном. Этот силуэт вызывает представление о могучем «столпе», который среди окружающих его северных просторов производит впечатление большой мощи, особенно с дальних подходов.
Ижемцы гордятся своим храмом — второго такого на всем Севере не было и нет.
Церковь Вознесения Господня в селе Мохча — еще один памятник градостроительства. Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году.
Здание церкви с внешней стороны имело вид креста. Престолов в нем было три: в главном холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом — с южной стороны в честь Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии.
Трехъярусная высокая колокольня того же времени стояла отдельно, как в обычае было ставить колокольни на Ижме. Отчасти это объясняется традицией, идущей от народного деревянного зодчества, отчасти неудачами при возведении на Ижме колоколен над папертью — они проседали, давали трещины и их приходилось разбирать. Колокольня не сохранилась.
В интерьере храма была стенная живопись, выполненная в 1889 году художником Александром Шишевым.
В 1875 году при церкви в Мохче для обучения детей открыто сельское училище, в котором в 1893-1894 годах обучалось 65 мальчиков и 11 девочек. В октябре 1897 года в Мохче начала свою деятельность женская церковно-приходская школа, где в 1900 году обучалась 41 девочка. Были еще 4-классное высшее начальное училище, начавшее свою деятельность с 1 сентября 1910 года и 2-классное приходское училище Министерства народного просвещения.
Священник П. Михайлов не только хорошо изучил язык местных жителей, но и составил правила и таблицы по изучению ижемско-зырянского языка с указанием особенностей его. Свой труд он назвал "Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка". Издана эта работа в Архангельске в 1873 году.
В связи с этим следует напомнить, что переводческой комиссией Архангельского епархиального комитета православного миссионерского общества составлены были и «Азбука для зырян и ижемцев», «Славяно-русско-ижемский словарь».
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1843-1854) с. Сизябск
Церковь в Сизябске возникла позже каменных церквей в Ижме и Мохче, и художественный облик ее, пожалуй, более выразителен. Способствует этому впечатлению и удачная постановка здания на возвышенности, господствующей над селом.
По виду и этот храм решен в духе архитектуры своего времени, но есть в нем деталь, хотя и нарушающая целостность ее облика, не дающая основание определить, что это здание могло возникнуть только на Севере — это декор окон. Оконные проемы декорированы каменными наличниками в виде колонок с перехватами и с раскрепованным карнизом вверху. Очевидно, строители знали узорочье Устюга и Сольвычегодска, да и сами могли быть из тех земель — ведь своих каменных дел мастеров на Ижме не было.
Строительство церкви началось в Сизябске в 40-е годы 19 века, когда жители богатеющего на оленеводстве села собрали необходимые средства на устройство собственного храма. Получив благословение епископа Архангельского Георгия, сизябцы вместе с жителями окрестных деревень приступили к постройке церкви, которая по их замыслу не должна была уступать по красоте и убранству Ижемскому и Мохченскому храмам. Отдельно отстоящую колокольню возвели в 1872-1878 гг. по проекту Мохченской. В начале 1938 года церковь была закрыта, а в 1940-х гг. разобрана колокольня. И только в 1993 году Благовещенский храм был возвращен православной общине, с конца 1995 года в храме начались ремонтно-реставрационные работы. Благовещение — один из самых почитаемых местными жителями праздников. В этот день издавна на коленях, вымаливая грехи, приходили люди с дальних и близлежащих деревень и сел района.
Церковь вселенских святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста в деревне Ласта.
Храмовый комплекс церкви Собора Пресвятой Богородицы в деревне Мошьюга — уникальные творения рук человеческих.
Деревянные церкви были произведениями высокого мастерства и вдохновения. Народ называл их «дивными и великими».
Деревянные церкви в нашем районе имели в основном один тип: они небольшие, одноэтажные, большинство из них одноглавые, с колокольней.
Возле церкви стоит трех ярусная колокольня, построенная из лиственницы в 1884 году, обшитая тесом. Это красивое сооружение было создано местными плотниками под руководством мастера Канева из Краснобора. Колокольня, которую местные жители называют «Пизанской башней» из-за перекоса, признанная уникальным памятником деревянного зодчества на Русском Севере.
Изба Филиппова Ф. С. 1790 года постройки. Примечательно, что в этом доме, впитавшем и пронесшем в себе историю Ижмы с 18 века, все еще живут потомки.

В конце 19 века распространились двухэтажные дома с мезонинами и без. Здание Ижемского районного историко-краеведческого музея — дом одного из самых богатейших купцов, дом купца Норицина. Двухэтажное деревянное здание с мезонином, прямоугольное в плане, дополненное с правой стороны двухэтажным крыльцом с крытым балконом. Фундаменты и перекрытия здания деревянные, углы рублены «в лапу», четырехскатная, крытая двумя рядами теса и кровельным железом, мезонина — двускатная.
В декоре фасада: окна обоих этажей украшены наличниками накладной резьбы. Карниз — резным подзором, балкон — ажурной решеткой.
Рядом с центральным входом 1.05.1964 установлена чугунная доска (0,7x×0,51×0,015 м), окрашенная бронзовой краской.
На доске надпись: «Здесь помещался штаб красных партизан в период с 1918-1919 гг.», а в настоящее время размещается отдел образования

Дом Попова В.М. (1872 года постройки) ныне в стенах этого здания расположен Ижемский районный историко-краеведческий музей
В центре села Мохча, на пригорке, стоит один из красивейших памятников деревянного зодчествадом богатого оленевода Батманова .
Уникальным по своему значению является кладбище деревни Ласта, в котором сохранились надмогильные памятники древнейших захоронений.
— К памятникам истории относятся братские могилы красноармейцев, убитых белогвардейцами в селах Ижма, Кельчиюр, Мохча, Мошьюга.
Археологические памятники
Городище «Поганый Нос», датировка Х — Х IV в.
Этнография
Интересно посмотреть крест в селе Сизябск, на котором прикреплены лоскутки с крестами, по поверьям, от болезней глаз можно избавиться только таким способом. Этот старый крест перекошен, лоскутки наверху от дождей и снега потрепались и держатся на одном дыхании, а внизу — новые лоскутки, нынешних жителей.
Жив еще и «скoт молебен» в деревне Гам. Вырезанные на старославянском языке слова и молитвы хоть и пожелтели от времени, но читаемы. И в Ольгин день уже не освящают скот, но каждый житель помнит о его сакральном значении — предотвращать от падежа и болезней.
Украшенные орнаментом бытовые вещи (детская колыбель, ложка, козяль) и сейчас привлекают внимание этнографов и исследователей традиционной культуры. Наличие украшения указывает на сакральный, символический, а не только утилитарный характер вещи.